Святорусское Богатырство - воскресение Святой Руси

Выдержки из рукописи иеромонаха Феоктиста
"Воскресение Святорусского Богатырства"

От истоков к воскресению русского ратного дела

Отрадно видеть, как постепенно русские мастера начинают возвращаться к своим истокам, которыми являются древнерусские ратоборства. Воистину древнерусские воинские ратоборства и представляют начало начал нашего искони удивительного искусства боя с оружием и без него. Разнообразия в нём больше чем можно себе представить. У каждого воина была своя техника владения оружием и телом, хотя многое было общим, так как друг другу подражали, и друг у друга учились. Ведь хороший умелый воин есть лучшее плечо во время боя. Друг от друга мы не скрывали своё искусство, так как оно служило одной цели, а все дружинники и воины составляли одно священное богатырское братство, где даже князь был старшим среди равных.

Как происходило научение ратному делу? Каждый русич нёс определённую службу на своём рубеже Матушке Святой Руси. Профессиональный воин служил при князе, где и проходило изо дня в день его обучение рукопашному делу. В боевых походах на привалах у костров гридни щедро делились своими навыками друг с другом. Старые опытные воины раскрывали своё умение юным и молодым, а всякий княжий отрок всей душой искал совершеннства в воинском умении. От умения в ратном деле был почёт от князя и людей. На заднем дворе княжеских хором была специально оборудованная площадка для упражнений в ратном искусстве. На богатырских слободах и заставах были устроены воинские поля с чучелами для стрельбы и с разного рода приспособлениями для метания и развития ловкости и других навыков. А конный бой и управление конём в бою - это вообще фантастическое умение наших предков. Смерд и оратай учился защищать свой край и род с детства в дворовых драках, праздничных кулацках, стеношных боях, боях на палках и через многое другое, что не дошло до нас в описаниях, так как никому в то время и в голову не приходило записывать, что только наглядным образом можно постигнуть, да ещё в каждом дворе. До нас не дошло описание как собирать грибы или ягоды, как строить крепости и мосты, как заготавливать продукты и кроить одежду и всё остальное, зачем тратить время и драгоценную бумагу, чтобы описывать прописные истины ведомые всем и каждому. Даже суды проходили в форме боевой драки между спорящими сторонами и это хорошо описано в поэме о купце Калашникове. Купеческие споры проходили между разными частями города, как это видим из новгородских сказаний и былин о Ваське Буслаеве. А удивительной силы и мастерства воины именовались богатырями - таковых вообще невозможно было одолеть. Один из последних представителей данного направления, Евпатий Коловрат показал реальную богатырскую науку в боевой практике в побоище с Батыем, равному которого по соотношению сил не знает мировая история. И только применение камнемётов укротило ратное искусство Великого Евпатия.

Естественно, что у каждого боевого искусства, как и у народной песни, есть свой автор. Многие авторства забыты временем. Но реформаторов боевых искусств мы знаем хорошо, именно благодаря их работе в ХХ веке боевые искусства лишились главного своего свойства - быть боевыми, стали доступными, открытыми и безопасными для изучения. Изменённые и переделанные под современность, они стали напоминать особую гимнастику, танец, игру, состязание, соревнование, спорт.

В то время как раньше боевое искусство являлось в первую очередь системой воспитания личности, достижения гармоничного совершенства через воинскую добродетель, то теперь, увы, как бы ни печально было это осознавать оно ушло далеко в сторону от первоначального смысла.

Свобода и творческая раскрепощенность позволяют отечественным мастерам русского рукопашного боя изобретать, создавать, экспериментировать над боевым искусством и достигать абсолютного совершенства. Как музыка, танец и всякое искусство бесконечны к выражению форм и идей, так и боевое искусство бесконечно в разнообразии своём. Как создано Творцом неповторимо каждое тело и лицо человека, так соответственно можно понять - сколько людей столько может быть видов боевых искусств. Другое дело, что не у всех изобретательный склад ума. Поэтому один изобретает, другие у него перенимают его опыт. Может быть мастер без школы, а может быть создана целая система, в которой мастер, имея благодарных учеников, размножает свои изобретения.

Авторский подход к созданию отечественных боевых систем и есть путь для воскресения национальных боевых икусств в целом. Не надо смущаться, как на тебя посмотрят "восточники", пройдёт время, и Россия будет "гордиться" доброй гордостью за своих новых богатырей, которые не пошли на поводу у чуждых религий, философий и культур. Если русский человек что-то изобрел, то это считается русским изобретением. Так и в боевом искусстве - если ты изобрёл что-то даже чуть-чуть отличное от оригинала это уже авторская версия, а если сделал какое-то принципиальное открытие, то уж точно можешь не сомневаться в русскости изобретения.

Что же такое - русский рукопашный бой?

Преимущество вновь развивающегося русского рукопашного боя перед уже существующими и сложившимися всемирно-известными системами боевых искусств очевидно и наглядно. И мы попытаемся об этом не только поговорить простым доступным языком, но и разъяснить загадку и тайну русского рукопашного боя.

У белого холста есть все варианты развития модели, в то время как восточные единоборства представляют собой в той или иной мере ограничивающие сами себя те или иные техники. Так, например, кто занимается дзюдо, не значительно владеет ударами, кто занимается карате-до, не вполне владеет бросковой техникой и т.д. Поэтому мы, смело утверждаем, что всякое ограничение в боевом искусстве есть ущербность и отсутствие совершенства в целом или по-другому - абсолютном бое. Русский рукопашный бой в сущности и есть искусство абсолютного боя.

В русском рукопашном бое нет ограничений на варианты, так как нигде и никем не сказано что так-то можно, а так-то нельзя делать. Русский рукопашный бой адекватен ситуации, это не просто набор определённых приёмов, нарушая точность выполнения которых ты перестаёшь классифицироваться как русский рукопашник, нет, это эффективное применение защитно-контратакующих действий, часто даже не знаемых до начала их применения самим рукопашником. Они могут проявиться один раз только для данной ситуации и никогда более никем не будут повторены. Восток же предлагает копировать технику старых мастеров и быть тем самым полностью от них зависимым, хотя у каждого человека своё строение тела и свой характер. Наградная система, система ката и другие моменты позволяют сохранить вид боевой практики для потомства, но это же самое и вносит негативный момент для индивидуального развития личности в боевой сфере. Данов и поясов столько, сколько и жизни не хватит, чтобы их всех получить, а в итоге ничего кроме кичения, чувства собственного превосходства над другими и удовлетворения гордыни они не дают.

Русский рукопашный бой это уникальная система авторского искусства, более основанная на принципах и секретах, чем на конкретных приёмах. Изучение этих принципов и умение их применять в деле делает поистине уникальным технический арсенал русского рукопашного боя. Одной из таких определившихся систем, можно назвать гениальную школу А.А.Кадачникова, созданную им на основе биомеханики.

Конечно, для начала можно освоить чуждые техники, но закрепощаться в них нельзя, а необходимо самому для себя определять наилучшее, что тебе подходит и к чему лежит душа. В русском рукопашном искусстве необходимо собирать свой букет приёмов и рождать новые рецепты воинского искусства. В русском рукопашном бое нельзя стоять на месте, то есть хвалить что-то одно из технического арсенала.

Можно сказать, что, то, что восточные мастера находят в конце пути, а именно свободное творчество боя, для русского рукопашника является первичным изначальным принципом ведения схватки. Конечная цель восточного воина - пустота, а у русского рукопашника это начало начал, а конечная цель - победа совести - Святость. Мы начинаем бой из пустоты, не закрепощая себя никакой базой, и не планируем, и не рассуждаем о противнике, мы созерцаем противника не рассудком, а сердцем, и так как сердце сердцу весть подаёт, то из действий противника судим о нём, а также реагируем и ведём бой. Поэтому главное воинское искусство русского рукопашника заключается в неограниченной свободе проявления оборонно-наступательных действий.

В русском рукопашнике благородство духа не даёт настроиться на агрессивное состояние и поэтому только совесть как безошибочный информационный источник от Бога даёт нам точнейшие разумные ощущения как нужно поступить в том или ином случае. Всё зависит, если так можно выразиться современным языком, от чистоты сигнала, чем чаще богатырь-рукопашник прислушивается в своей жизни к совести, (что означает с древнеславянского слова сообщение вести от Бога) тем более он ею сможет воспользоваться в экстремальной ситуации. Совесть в данном моменте влияет на нервную ткань, которая делает тело рукопашника сверхчувствительным и позволяет сотворить в реальном бою вещи на грани возможного нам естества. Как это происходит и есть ли об этом описание в исторических документах? Пожалуйста, приведём яркий пример, говорящий, что в старые времена к богатырям питали особенное уважение, называя их людьми Божиими. Замечателен рассказ летописи под 1148 годом о богатыре Демьяне Куденевиче. Этот богатырь жил в Переяславле Южном у князя Мстислава Изяславича в то время, когда сын Юрия Долгорукого, Глеб, хотел врасплох напасть на Переяславль. Узнавши о приближении Глеба, князь Мстислав отправился немедленно к Демьяну и сказал ему: "Человек Божий! теперь время Божией помощи и Пречистой Богородицы и твоего мужества и крепости". Демьян тотчас же сел на коня со слугою своим Тарасом и пятью молодыми отроками, потому что остальные разошлись неизвестно куда. Богатырь выехал из города, встретил князя Глеба Юрьевича на поле у посада, с яростию напал на его войско и многих убил нещадно. Князь Глеб испугался, побежал назад, а Демьяну Куденевичу послал сказать: "Я приходил на любовь и на мир, а не на рать". Но скоро Глеб с половцами пришел опять к Переяславлю, Демьян один выехал из города без доспехов, перебил много неприятелей, но сам был пострелян во многих местах от половцев и в изнеможении возвратился в город. Князь Мстислав пришел к нему, принес много даров, обещал дать волости; богатырь отвечал ему: "О, суета человеческая! Кто, будучи мёртв, желает даров тленных и власти погибающей!" С этими словами Демьян уснул вечным сном, и был по нём плач великий во всем городе...

Через этот рассказ видно, что православный рукопашник в бою входит в особое духовное состояние, когда тело становится совершенно послушно духу, который в свою очередь через воинскую совесть руководит мельчайшими движениями тела. Проявление высоких духовных качеств как любовь к родине, чувство долга, жажда самопожертвования ради ближних, мужество и тому подобное дают возможность действовать благодати. А так же физическая настройка тела на служение истине и добру позволяют божественной энергии соединить воедино дух, душу и тело богатыря в смертельном бою в одно синергийное сверхъестественное благодатное состояние, способное являть чудо ратного воинского искусства.

Бой это момент на грани жизни и смерти и поэтому здесь особенно проявляется чудесное вмешательство Божией силы в действия ратника. Молитва и особое богатырское христианское сознание привлекают благодать внутрь сердца, а оттуда во всё тело, готовое умереть ради спасения жизни своего Отечества земного, как прообраза Небесного Царства - будущего вечного Отечества. Поэтому состояние богатыря в бою можно назвать совершенным состоянием человека, задуманного Богом.

Путь воссоздания или призыв к действию

Пора осознать свою сопричастность к новой истории России. В наших руках её судьба и судьба всех рождённых на русской земле. Если мы не раскроем красоту национальной русской культуры нашим современникам, то произойдёт великая трагедия самоуничтожения одного из самых великих народов мира. Тело одно без души мертво. Потеря души и есть смерть. Так и отказ от своей культуры и духовности смерть для народа.

Посему, пока ещё не поздно, перестанем идти путём слепого подражания и копирования чуждой культуры, тем самым, утверждая, что не имеем или не знаем совершенно своей. Начнём творчество воссоздания родной национальной культуры. Создадим заново свой дом в своём духе. Воспитаем своих детей по святоотеческим правилам и законам. Не поддадимся заморскому "раскрученному" чуду. Возьмём что-то трезвое и рациональное для себя и не больше. Всё остальное должно быть создано и воссоздано нами. В этом и заключается тайна подвига нашего поколения. Вернём Россию на свои рельсы. Одним из ключевых этапов национального возрождения - зарождение своих многоразличных школ русского рукопашного боя, нравственного кодекса Святорусского Богатырства.

Нет ничего глупее, чем дух безнадёжности и смущения. Этот дух и мешает сбросить все условности и начать путь с белого листа. Русская драка хранит в себе дух древнерусского богатырства. Это основа возрождения национального боевого искусства. Кто не дрался в своей жизни, вряд ли может себя называть воином или мастером боя. Нет такой жизни, чтобы в ней не было бы ситуации, чтобы не надо было бы кого-то защитить. А это и есть повод для драки. Если не дрался, значит, избегал таких ситуаций сознательно. Значит, уходил от божественного промыслительного искуса. Значит, не хотел подвергнуться страданию из-за другого человека. А это и есть отсутствие богатырского духа.

Соответственно наоборот, тот, кто рисковал собой и вступал в драку ради помощи и спасения друга или незнакомого человека, в этот миг отозвался на божественный призыв и стал в тот момент богатырём. А таких в России благородных воинов достаточно, поэтому из этого зерна и может воскреснуть великое богатырское братство. Такие люди, если создадут и откроют свои авторские школы русского рукопашного боя, подойдут научно и духовно к описанию методик и особенностей своих систем, смогут не только помочь России вновь вернуть ей своё истинное лицо, но и показать всему миру великий пример пути к Богу через святость богатырского православного духа.

Думаю, что открыть современному юному поколению загадку русской души, которая кроется в великой силе любви к истине самое важное и нужное дело на земле. Кто из современных мастеров пойдёт этим путём обретёт подлинные радость и счастье, которые ни за какие деньги не купишь. Каждый день такого преподавательства будет в первую очередь насыщать возвышенной радостью душу самого наставника. Воспитывая детей в благородстве и православии, педагог сам познает Бога и получит высокий дар Его любви. Поэтому преподобный Амвросий старец Оптинский часто говорил, что кто хочет иметь любовь, тот пусть сначала сам делает дела любви. А воспитывать детей в законах вечных евангельских истин есть высшее дело любви.

Благодаря возрождению православной богатырской педагогики появится преемственность поколений. А преемственность духа русского защитника Отечества, без преувеличения есть чудо и сокровище культуры нашего народа, которое никак нам нельзя утерять. Святой Благоверный Князь Александр Невский и все защитники Святой Руси будут молиться за такого человека, и просить Бога о милости к нему. А когда такой человек умрет, они будут благодарить его за выбранный им путь на земле. Сам Христос примет такового в своё небесное воинство, туда, где все наши доблестные защитники Отечества нашего пребывают, так как не зря говорится: " с праведным праведен станеши, с преподобным преподобен будеши".

Нет худа без добра или через тупик к развитию

Не случайно многие мастера стали тяготеть к овладению различными техниками и стилями, чтобы не ощущать себя профанами в одной из областей боевого искусства. Стали популярными соревнования по смешанным единоборствам, по так называемым "боям без правил", правда, проходящим всё же по правилам различных вариантов.

Но признаемся, что очень трудно перестраивать своё тело из одной версии в другую, так как физическая память становится второй природой, а мышцы программируются на определённый характер движений. В данном случае психосоматика в кровь и плоть впитывает те движения, которые тело изучает в первые три года занятий.

Многие мастера с завистью смотрят на мастеров других версий из-за того, что уже с большим трудом им удаётся перестраивать своё тело. И казалось бы такая простая техника в руках мастера, выполняющего перед тобой некоторые элементарные движения, почти не получаются у тебя - мастера в своём виде.

Мы видим удивительную вещь - те, кто изучают такое строгое искусство боя как карате, выходя на соревнования по этому виду, полностью нарушают базовую технику данного искусства. В спаррингах их движения напоминают то ли боксёров, то ли вообще не напоминают нисколько карате-до, переданное основателями этого искусства. Ни одного точного технического действия. Что это - трансформация в европейском характере или недостаток самого карате, предписывающего драться так, как не свойственно практике?

Голод европейских народов по удобным для них боевым системам привёл к изменению основных правил боевых искусств востока. Теперь подвидов столько, сколько руководителей федераций и ассоциаций. Та система, которая описала своё направление, определила свою методику, воспитала, пусть даже первое поколение бойцов и мастеров своего вида, уже входит в мировую практику и получают широкую известность.

Например, самбо стало довольно скучным видом переделанного дзюдо и поэтому появилось такое понятие как боевое самбо, где мастера самбо, развивая технику рукопашного боя, скрываясь под именем "советского самбо", сделали необыкновенную вещь, создав в действительности уникальную систему, которая, замаскировавшись под стереотип самбо, к сожалению, до сих пор не перешла в своё индивидуальное направление под своим новым названием.

Самооборона без оружия - вот идея самбо, а идея боевого самбо совершенно не согласуется со своим именем, противореча себе в своём же названии. Действительно, боевое самбо это уже работа с оружием, как для защиты, так и для нападения. Поэтому стало появляться новое имя, как говорится хорошо забытое старое - рукопашный бой. Название русского боевого искусства, а именно русский рукопашный бой есть общее понятие для национальных систем боевых искусств, а их может быть столько, сколько изобретателей подвидов русского рукопашного боя. Поэтому боевое самбо ещё ждёт своего настоящего названия, а так же мудрого методиста и классификатора данной системы, что позволит ей стать в один ряд с карате, дзюдо и айкидо и быть признано всем миром как одной из самых эффективных систем.

Поэтому нельзя русским мастерам останавливаться и, по-смешному, погружаться с головой в культуру восточного быта. Посмотришь на некоторые "рязанские морды" в восточных одеждах и позах, так думаешь - да, беда, да и только. Отдаться чужому с потрохами, потерять чувство исторической родины, не есть ли самое большое бедствие в жизни? Такие "горе-мастера" любят хулить своё родное, дескать, у нас ничего не было и нет, а вот где-то там, в китайском монастыре или окинавской деревне удивительное искусство. Да, мы не спорим, что они сохранили свои национальные воинские искусства, так не для того ли чтобы нас подвигнуть к тому же? Начать поиск своего национального самосознания и творческого создания отечественных единоборств? Некоторым видам восточных искусств не больше трёх веков, а некоторым и без того меньше - век, полвека. И мы, так обезумев, отдаём свою душу этим разработкам? Не стоит ли, посмотрев на восточное, родить своё? Думаю, для этого и проявился в наши дни глубокий кризис копировальных техник боя, например, таких как Кьёкушин карате.

Китайцы, объединив У-шу и создав соревновательную систему на его основе как Саньда, мягко говоря, раскрыли многим глаза на провал системы Кьёкушина Оямы, дважды проигравшей ушуистам, сначала в виде лучших представителей Японии, потом лучших мастеров сильнейшей Российской команды. О, если бы кто-то из наших российских каратистов понял главную слабость овладения карате... Китайцы сражались своей техникой, а мы чуждой. Нашим же не было на что опереться внутри национальному сознанию. Без исторической памяти тепла и энергии в сердце не получишь. Русскому опираться во время поединка на "славные традиции японского искусства боя" нелепо. Не Суворов и Дмитрий Донской в это время с нашим умом и сердцем, а кореец, выдавший себя за японца. Не победитель монголов, которые в своё время завоевали Великую китайскую Империю, со всеми вместе взятыми мастерами Шао-линя, не победитель непобедимых французов и турок, а ловкий трюкач, ломавший рога ни в чём не повинным быкам.

В связи с этим вспоминается даже один эпизод с японским мастером, где, чтобы победить быка, он накануне приходил в стойло к этому быку и, под крик " кий-ай", пронзал быку нос иглой, тем самым, дрессируя страх перед своим голосом. На следующий день он "легко" победил перед обширной публикой и правителем "задрессированное" животное.

То ли наш рукопашник - действительное историческое лицо, Ян Усмошвец, получивший прозвание Кожемяки, без всяких фокусов, одолел самого свирепого быка на глазах изумлённого Князя Владимира, который и доверил потом юноше поединок с крепким воином печенегом, в котором Ян победил великого восточного мастера борьбы насмерть, тем самым выиграв для русских спор, благодаря которому три года печенеги не могли нападать на Русь.

Духовные особенности и аспекты русского рукопашного боя

Всё имеет свою цель. Так и у русского рукопашного боя есть своя высшая определённая цель. Другие цели могут быть только извращением главного положительного смысла ратного искусства. Главная цель же богатырской жизни заключается в исполнение заповеди Спасителя - "положить душу свою за други своя", ибо по слову Господа: "Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя". Достижение этой высшей любви и есть по сути подлинная цель овладения боевым искусством. Поэтому главным отличием русского рукопашного боя от других систем единоборств заключается в православной духовности, родившей особый путь спасения - Святорусское Богатырство.

Богатырство - это особая харизма Духа Святого, присущая воинскому подвигу и, может быть, одно из самых удивительных духовных дарований Божиих, наряду с такими как знание языков, пророчество и прозорливость. По трудности и своим не рядовым свойствам богатырство как форма богослужения подобно апостольству, мученичеству, юродству и столпничеству. Святорусское Богатырство - воинский путь стяжания благодати Духа Святого Божьего. Кто хочет узнать, что это такое пусть не поленится прочитать беседу Преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о главной цели христианской жизни.

Богатырство это путь без определённого времени, так как у каждого в жизни есть всегда место для подвига. Каждый истинный русский рукопашник стремится стать богатырём. Богатырь означает дословно - носящий (или несущий) в себе Бога. Тырь, тырить - нести, тащить, в данном случае нести в себе: божественные идеалы добра, совершенство, высшие законы, божественную энергию, благодать, Божью силу, что тоже, что нести в себе Бога в этот мир. Быть Богатырём значит быть ангелом земным и небесным человеком. Святость есть главная цель русского ратоборца, а занятия русским рукопашным боем лишь путь души и тела, внутри которого праведный дух познаёт истинную свободу в Боге. Богатырство - высокое состояние ума и сердца, призвание, отдача себя Богу на все сто. Богатырь рождается и выходит на свой подвиг в период беды своего народа. Богатырь становится во время беды лидером и опорой своему народу. В такой момент перед Богом он получает большие полномочия, чем князь и патриарх, так как благодаря его действиям и тот и другой остаются у кормила власти, яркий тому пример - смутное время и Дмитрий Пожарский. Богатырём может быть и не обязательно мастер рукопашного боя, но обязательно мастер боя за истину и добро.

Поэтому на иконе покровителя русских богатырей Святого великомученика Георгия изображается копьё, которым он поражает Змея - лукавого Диавола, таким образом, что древко копья выходит из границ рамки, символизирующей границы тварного мира, и становится как бы проводником Божьей Небесной силы, которая пройдя через сердце Богатыря, поражает зло в этом мире, распространяемое злым гением Сатаны.

Высшие принципы русского рукопашника - вера, мудрость, благородство, любовь и жертвенность. Высший эталон подражания - нас ради распятый Христос. Высший мотив овладения ратным воинским искусством - горячее желание послужить Родине. Лучший способ привлечь помощь Божию в этой науке - чистота намерений и помыслов. Запрещённое чувство - применение силы против воли Божией и совести. Доброта и кротость - успех, озлобленность и раздражительность - провал в практическом применении силы. Основополагающий метод - бить врага его же оружием. Закон правды - сражаться чуть лучше своего противника, давая ему возможность прекратить бой и покаяться.

Русский рукопашник не превозносится своим умением и не делает своё умение препятствием для простоты общения и дружбы. Русский рукопашник - сильная надёжная личность, о которой говорится "с ним можно идти в разведку". Честность и искренность - вот обязательные черты характера, остальные могут быть различнными. Подлость и интрижность не имеют ничего общего с русским богатырским подвигом и путём.

Русский рукопашник от других единокровных борцов отличается только ненарушимым кодексом чести. Если спросить, как должен вести себя русский рукопашник в экстремальной ситуации, то можно ответить так - он незамедлительно берёт на себя, без сомнения и колебания, всё самое трудное и опасное для жизни, спасая тем самым слабых.

Внутри русского воина лежит глубинный помысел защищать своего ближнего. Для богатыря защищать себя - это низко, что-то вроде одного из вариантов трусости. Думать и желать о боевом искусстве только из смысла сомообороны не только для нас грешно, но и пустая трата времени, когда можно было бы применить себя для другого добра. Защищать других - вот единственно принимаемая цель овладения боевой техникой.

Для высокого развития личности богатыря только православное святоотеческое наследие является внутренней духовной школой самовоспитания в истине и любви. Исполнение заповедей Господа Иисуса Христа необходимое условие для стяжания благодатной силы. Пост как режим питания богатырского тела полностью соответствует православному календарю. Молитва богатыря соответствует мистической практике исихастской традиции. Молитва может быть только непрестанной. Без умно-сердечной молитвы богатырь не может иметь успех ни в одном предприятии, так как только искренняя непрестанная молитва подаёт в сердце и тело благодатную силу, как ноздри без остановки втягивают воздух в лёгкие. Во многих былинах говорится, что Илья Муромец читал непрестанно Иисусову молитву, состоящую из восьми слов "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". А в завещании князя-богатыря Владимира Мономаха даётся прямой совет читать краткую форму Иисусовой молитвы "Господи помилуй" непрестанно во время конного путешествия, дабы помыслами не растекаться в пустые и греховные представления.

Многие богатыри странствовали по святым местам, поклонялись Святым мощам, пили воду из святых родников и источников, носили на груди мощевики, ладанки, мешочки с родной землёй, с земелькой из Палестины или медные складни с почитаемыми чудотворными иконами. Так появился путь калики - странствующего богатыря аскета. Такие калики и посвятили в богатыри Илью Муромца. Хотя исчезновение калик после исцеления Ильи больше рождает мысль о явлении убогому молитвеннику-исихасту Самой Пресвятой Троицы под видом трёх калик.

Постоянная память смерти так же присуща духовному образу русского богатырства. Носящий всегда память о своей смерти, как это не парадоксально звучит, перестаёт бояться смерти, а смотрит на неё как на главный экзамен в своей жизни. Волновала богатыря не сама смерть, к которой он готовился всю жизнь, а то какой она будет - славной или бесславной, за что и как, в бою или на печи.

Многие богатыри становились монахами или даже схимонахами, как Илья Муромский, Даниил, отец Михайлы Потыка, Александр Невский, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, бывшие брянские воеводы - великие мастера рукопашного боя.

Богатыри были из всех сословий: из княжеского, из боярского, из купеческого, из священического, из монашеского, из ремесленнического, из крестьянского, из странического. Богатырь это не воинский чин, а призвание к ратному служению во имя защиты высших божественных ценностей данных человечеству в лице Святой Христианской Православной веры.

Стать богатырём без призвания свыше невозможно. Богатырство это воспламенение сердца, особое возгорание его, происходящее под воздействием и посещением божественной энергии - благодати. Этот момент часто описывается в народных сказаниях и летописях.

Духовная сила

В сердце каждого человека написан путь к Богу, так как душа создана по образу и подобию Божиему. Великий римский оратор Тертуллиан сказал очень точно о душе, что каждая душа по природе своей христианка. Но лукавый дух извратил проявления светлой разумности в человеке, и разумность стала искать не вечного и прекрасного, а временного и безобразного, искажённого в смыслах бытия. Ценности у человека стали во времени и пространстве, в то время как сам человек создан для бессмертия и временная жизнь есть лишь школа и проверка самораскрытия духа человека. Жизнь является испытанием воли и стремлений человеческого духа. Каждая ситуация есть тайно сформированная задача, поставленная Богом для её решения. Через решение таких жизненных задач не только проявляется сокровенный дух человека, но или растёт вверх или падает вниз. Нравственная сторона жизни куда более важная линия жизни, чем тот или иной успех временного благополучия. Смерть или жизнь заключены в каждом нашем разумном проявлении. Не было бы войны, не было бы и предателей. Не было бы войны, не было бы и героев. Поэтому трудности и испытания необходимы, чтобы мы определились между двумя огнями. Огнём сатанинской адской силы и огнём любви божественной благодати. Богатырь это человек сделавший решительный выбор в сторону добра и поэтому вся его жизнь посвящена служению Божьему Добру. Совесть - главный двигатель всех его помыслов и поступков. А, вступив на крест следования указаниям своей совести, богатырь становится мёртв для этого мира. Поэтому ему легко умирать, так как, по сути, он уже умер для обычной жизни и просто чуть-чуть задержался здесь, чтобы помочь своим возлюбленным. Решимость идти до конца в любой трудной ситуации есть решимость быть с Богом в своём сердце и не отступать от Него ни на йоту. Куда поведёт рука Божия богатыря туда и влечётся его дух и сознание. Искусство рукопашного боя это только одна из способностей богатыря умереть, сражаясь за истину и любовь. Быть богатырём - значит презирать всё подлое и недостойное человека, значит ненавидеть всякую ложь и скверну. Быть богатырём - значит жертвовать свою жизнь для жизней других людей, часто не знаемых. Богатырь своей любовью обнимает весь мир. Он умирает не только за слабых и находящихся в беде. Он умирает не только за своих родственников и друзей, но за всякого кто будет жить дальше, после него. За тех, кто будет жить через много веков и тысячелетий. Богатырь видит их своим духом и умирает с великой радостью, осознавая, что его смерть позволит другим жить.

Богатырём можно стать, только если войти в особое духовное богатырское устроение. Необязательно достигнуть высших способностей в ратном умении, но без благодатного состояния души и тела богатырём быть нельзя.

Поэтому чтобы стать богатырём, в первую очередь необходимо стать православным подвижником. Надо иметь горячую и живую веру во Христа Спасителя. Искренность и Простоту в общении с людьми. Трудолюбие безленностное во всём что необходимо. Надо выбрать путь Совести и уже никогда с него не сворачивать. С этого момента с каждым днём будет возрастать Правда сердца, как основание для привлечения помощи Божией. Чтобы она была в сердце нужно Сокрушение духа о своих грехах и о своём несовершенстве. Такое состояние духа поддерживается Плачем о грехах. Только тогда зарождается непоколебимая Верность Богу и Родине. В этом заключено высшее Благородство. Оно же рождается из Послушания Евангельским заповедям. Необходимо иметь в своей душе Предстояние перед Ним днём и ночью, на глазах людей и в одиночестве. А чтобы предстоять Ему всем своим существом, нужна Непрестанная молитва. Такое состояние ума и сердца порождает Хождение пред Богом, в котором находились все святые. Далее следует полное Положение себя на волю Божию во всех ситуациях и поворотах судьбы. Но лишь проявляющий Терпение и Долготерпение в духовной науке сможет достигнуть Любви. А любовь заставит проявлять Самопожертвование всегда и во всём. Только с этого устроения духа можно считать, что ты встал на путь Богатырства.

Национальная идея - Святая Русь

Богатырское сознание является самым совершенным национальным сознанием, что позволяет быть органичным своей родной православной культуре и выражать всей своей жизнью суть национальной идеи, которую давно сформулировали наши славные предки назвав свою родину Святой Русью. Именно в этих двух словах и заключается смысл русского бытия.

Именно поэтому главной целью создания Всероссийской школы православной культуры "Русский Богатырь" является возрождение национальной идеи, которая была заложена в основание нашего государства Святым благоверным равноапостольным князем Владимиром. Принятие христианства и освящение жизни русских людей светом евангельских заповедей дало самый удивительный и необычайный результат. Святость как образ и форма жизни стала первейшей целью объединённого русского народа.

Глубочайшее восприятие богооткровенных истин разумом и сердцем нашими славными предками подарило нашему государству высокое имя Святая Русь, которое не получила никакая другая страна на свете. В этом имени и заключена национальная идея России. Быть святым во всей своей деятельности стало необходимой составной мироустройства каждого гражданина Отечества. Иметь пламенную любовь к Родине, служить ей всем своим сердцем как подножию престола Пресвятой Троицы, как Дому Пречистой Богородицы, как уделу её и жребию, как преддверию Царства Божия на земле было на Руси общепринятой нормой - моделью русского гражданства.

Святость стала присуща людям ратным, которые руководились в своём служении не столько материальными соображениями, сколько в первую очередь внутренними высоконравственными принципами и чувствами. Православное воинство стало святым богатырским братством. Столько святых руководителей государства, каких имела за свою тысячелетнюю историю Россия, не имеет ни одна история других стран мира.

Совесть стала главной конституцией древнерусского общества. Это не означало, что не стало разбойников, шарлатанов и предателей, но то небольшое количество людей, не вставших на путь высшего благородства, ещё раз свидетельствует, что любовь к святости была не насильственным религиозным насаждением, а проявлялась у наших предков совершенно свободно, природно и естественно. Вернуть современникам это стремление к святости, и есть первейшая задача святоотеческой методики, положенной в основание педагогической системы школы "Русский Богатырь", действующей на территории Духовно-культурного кремля "Богатырская Слобода" в Жигулёвских горах на берегу красавицы Усы притока Волги.

Дети, рождённые в эпоху демократии, становятся либо жертвами, либо сами начинают жить за счёт других жертв. Планомерное уничтожение нашего генофонда налицо. Этому служит наркомания, алкоголь, слабая медицина, самая большая в мире абортизация (легальное убийство детей в стадии беременности), вывоз детей за рубеж, беспризорность. Вымирание нации, обнищание её духовно, интеллектуально и нравственно есть глобальная проблема России, о которой не столько надо говорить, сколько срочно действовать через восстановление национальной воспитательной системы и распространении её на всём географическом пространстве государства. Поэтому Путь Воскресения Святорусского Богатырства и есть наилучший из всех вариантов возрождения национальной педагогики, которая в свою очередь явится началом Воскресения Святой Руси. Аминь.


Россия, 445163, Национальный парк "Самарская Лука", Больше-Рязянское лесничество кв.No1, Духовно-культурный кремль "Богатырская Слобода". Тел.: +7-9272-171-192, E-mail: volga-sloboda@narod.ru
Rambler's Top100